Дизель генератор схемы соединений

Дизель генератор схемы соединений
Дизель генератор схемы соединений
Дизель генератор схемы соединений
Дизель генератор схемы соединений
Дизель генератор схемы соединений

В разговорах с коллегами и на форумах время от времени поднимаются вопросы о том, как организовать работу с текстом книги, что делать, чтобы заголовки и текст выглядели гармонично.
Вот некоторые ссылки, где обсуждаются эти вопросы.
http://indesign.poligc.ru/10220.html
http://www.prodtp.ru/index.php?showtopic=224
http://www.prodtp.ru/index.php?showtopic=20988
http://www.prodtp.ru/index.php?showtopic=7501
http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=41975
http://forum.rudtp.ru/showthread.php?t=41541

Из этих обсуждений можно вынести такие правила:
— основной текст должен быть привязан к базовым линиям, чтобы верстка была приводной;
— для заголовков надо включать привязку только первой строки;
— поскольку при заголовках в несколько строк неизбежны явные дыры между заголовками и текстом, кто-то предложил делать базовую сетку в половину интерлиньяжа. Это дает больше маневра в настройке интервалов между заголовками и текстом, чем меньше этот шаг, тем меньше шаг перемещения по вертикали заголовка. Но надо помнить, что при шаге сетки в половину (треть или четверть интерлиньяжа) верстка может стать неприводной, за этим надо следить. (И все равно бывают случаи, когда лучше отключить привязку первой строки заголовка и выставить отступы на глаз. Вычисление отступов, кратных интерлиньяжу — процедура, которую мало кто любит.)

Вот какими интересными мыслями о ритме текста делится Роберт Брингхерст на страницах своей книги.

Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике»

(Robert Bringhurst ‘The Elements of Typographic Style’)

Москва, Издатель Д. Аронов, 2006

с. 43
2.2.2 Увеличивайте и уменьшайте интерлиньяж сообразно пропорциональным интервалам
По той же причине, по которой нельзя в музыке произвольно изменять темп, в наборе нельзя произвольно менять интерлиньяж.
Полосы и колонки набора чаще всего имеют одинаковую высоту, но в некоторых ситуациях предпочтительнее, чтобы они были разными. Короткие тексты, например статьи в каталоге, набранные в несколько колонок, лучше выглядят и легче читаются, если текст не «распилен» на колонки одинаковой высоты. В сборнике коротких стихотворений тоже обязательно образуются колонки переменной высоты, и от этого вид страницы только выигрывает.
Сплошной прозаический текст предполагает меньше поводов для разнообразия. Поэтому он обычно набирается полосами одинакового формата, организованными в симметричные развороты. В таком случае строки и полосы набора на обеих сторонах разворота, а также строки передней и оборотной стороны одного листа (нечетная и четная страницы) должны быть выровнены относительно друг друга. Типографы проверяют гранки и чистые листы, складывая их парами и рассматривая на просвет, чтобы оценить совмещение текста и меток обреза от страницы к странице. Так же просматривают и тиражные оттиски, когда лист запечатан с двух сторон, проверяя совпадение полос набора.
Заголовки, подзаголовки, большие цитаты, сноски, иллюстрации, подписи к ним и другие включения, набираемые в разрез текста, создают своеобразные синкопы и вариации в противовес основному ритму строк, набранных с постоянным интерлиньяжем. Эти вариации могут и должны вдохнуть жизнь в страницу. Но при этом основной текст после очередной вариации должен точно попадать в соответствующие такт и фазу. Это означает, что общее количество вертикального пространства, занятого каждым отклонением от основного текста вместе с отбивкой, должно укладываться в целое число строк, набранных с постоянным интерлиньяжем. Если набор основного текста составляет 11/13, включения, набираемые в разрез текста, по высоте должны быть кратны 13 пунктам и равняться 26, 39, 52, 65, 78, 91,104 пунктам и так далее.
Подзаголовки в данной книге отбиты простейшим способом — с помощью пустой строки (white line, что в клавиатурных терминах означает «перевод каретки») до и после них. Они могли бы также отбиваться асимметрично, когда сверху больше места, чем снизу, но так, чтобы общая сумма дополнительной отбивки равнялась целому числу строк текста.
Если вам случится набирать текст кеглем 11/13, то для подзаголовков возможны следующие варианты:
• подзаголовки капителью 11/13, отбивки 13 пунктов сверху и 13 пунктов снизу; подзаголовки прописными и строчными полужирным шрифтом, отбивки 8 пунктов сверху и 5 пунктов снизу, отсюда 8 + 5 = 13;
• подзаголовки прописными, отбивки 26 пунктов сверху и 13 пунктов снизу;
• подзаголовки курсивом в одну строку 14/13 прописными и строчными, отбивки 16 пунктов сверху и10 снизу. (Отрицательный интерлиньяж используется просто для того, чтобы свести к минимуму подсчеты. Если заголовок занимает всего одну строку, наложения выносных элементов не будет.)

с. 46
2.3.3 Увеличивайте отбивки до и после цитат вподверстку
Отдельные цитаты, набранные вподверстку (в разрез основного текста), могут быть выделены различными способами. Например, сменой шрифта (обычно с прямого начертания на курсивное), сменой кегля (например, с и пунктов до го или 9 пунктов) или с помощью втяжек.
Часто используется сочетание этих способов, но и одного из них вполне достаточно. Если ваш абзацный отступ невелик, для сохранения единства издания можно использовать тот же отступ и для цитат вподверстку. И даже если такая цитата набрана меньшим кеглем, чем основной текст, можно оставить интерлиньяж неизменным. Если набор основного текста составляет 10/12, то цитаты вподверстку могут быть набраны 10/12 курсивом или 9/12 прямым шрифтом. Если вы предпочитаете большую плотность или хотите сэкономить площадь, можно выбрать набор 9/11 или 9/10 ½.
Но какой бы способ вы ни избрали, должно быть четкое различие между основным текстом и цитатой вподверстку, а затем между цитатой и последующим текстом. Обычно это достигается с помощью пробельной строки или отбивки в полстроки до и после цитаты. Но если интерлиньяж в цитате вподверстку отличается от интерлиньяжа основного текста, то отбивки сверху и снизу должны быть изменены таким образом, чтобы цитата соответствовала целому числу строк основного набора.
Предположим, что набор вашего основного текста — 11/13 и в него нужно заверстать вподверстку цитату в 5 строк, набранную 10/12. Высота цитаты составит 5 х 12 = 6о пунктов. Эта величина должна быть приведена к числу, кратному 13 пунктам, чтобы получить целое число строк основного набора. Ближайшее число, кратное 13, — 5 х 13 = 65. Оставшееся расстояние 65-60 = 5 пунктов, поделенное пополам, составляет 2,5 пункта, что недостаточно. Отбивка по 2,5 пункта до и после цитаты не обеспечивает ее достаточного выделения. Следующее число, кратное 13, — 6 х 13 =78, что лучше: 78-60 = 18, а 18 пополам составляет 9 пунктов. Сделайте отбивку в 9 пунктов до и после цитаты, и текст снова войдет в нужный ритм.

Как видите, известный мэтр типографики не раз говорит о необходимости расчетов.
Но честно говоря, заниматься кропотливыми расчетами не очень хочется. Сменится интерлиньяж, кегль, и надо будет пересчитывать снова отбивки для всех стилей заголовков, а это скучно. И что совсем скверно, так это то, что расчеты и процесс верстки разорваны. Но можно построить работу так, что расчеты и принятие решения о величине отступов станут частью работы в программе верстки, а не записями на бумаге результатов с экрана калькулятора или вычислениями в программе Excel. Не отрицая изложенного выше опыта гармонизации ритма текста, предлагаю еще один инструмент для решения этой задачи.
Вот эта картинка пояснит идею.

ritm001

Привязан к сетке только основной текст. Стиль заголовка имеет отступы сверху и снизу.
Представьте, что, выбрав заголовок, можно определить шаг сетки базовых линий, постоянное значение нижней отбивки, минимальное значение верхней отбивки, а программа вычислит, какой она должна быть, чтобы сумма

нижняя_отбивка + интерлиньяж_заголовка х число_строк + верхняя_отбивка

была кратной шагу базовой сетки.
Многочисленные эксперименты в Excel показали, что в зависимости от числа строк в заголовке величина верхнего отступа варьируется очень заметно. Но чем-то надо жертвовать, и можно иметь приводную верстку, отступы внизу везде одинаковые, но верхние заметно отличаются, или верхние и нижние отбивки будут изменяться для каждого варианта числа строк в пределах половины шага сетки базовых линий.
При установке шага базовой сетки равным половине интерлиньяжа основного текста эта разность
в размерах становится заметно меньше. Опыты проводились еще в те времена, когда кварк был основной программой верстки.
Но с приходом индизайна эти эксперименты можно было повторить в скрипте, что неспешно было сделано. В результате процесс расчетов и верстка перестали быть отдельными задачами, а стали частью процесса работы над изданием. Появилась обратная связь — возможность в макете изменить отступы и сразу визуально оценить результат.
Попробуйте этими скриптами управлять ритмом текста. Предполагается, что к базовой сетке привязан только основной текст, все заголовки свободны.

В архиве РитмСтрокТекста.rar есть два скрипта: RaschetOtstupov и ObnovlenieZagolovkov.

Скрипт RaschetOtstupov предназначен для подготовки комплекта вариантов стилей.

При запуске появится окно:

ritm002

Поле Шаг базовых линий — тут должно быть значение шага сетки базовых линий, которое предполагается иметь в верстке. По умолчанию там значение из Preferences > Grids > Baseline Grid Increment Every:. В выпадающем меню Стиль заголовка: выбирается стиль заголовка, для которого будет создана группа стилей для разного числа строк с отступами, кратными шагу базовых линий.

ritm003

Далее в этом окне вводятся минимальные значения отступов для этого стиля. Целая часть от дробной отделяется точкой. Определяется, как будут вычисляться отбивки — крайние кнопки определяют, какой из отступов должен быть постоянным. (Постоянство верхней отбивки добавлено для полноты функций, но я не представляю, когда это может быть полезно.) Средняя кнопка работает так: вычисляется сумма по приведенной ранее формуле, затем находится ближайшее значение, кратное шагу базовой сетки. Разность значения и суммы делится пополам и по половинке добавляется к введенным пользователем минимальным значениям отбивок.
После указания всех параметров щелкните на кнопке Вычислить отбивки для заголовков с разным числом строк.
Программа готова создать семь стилей с отбивками, кратными выбранному шагу модульной сетки
и сохранить их в отдельной группе стилей параграфов.

ritm004

В поле Название группы стилей написан вариант имени, созданный программой.
header 3 — название стиля заголовка, выбранного при запуске программы;
@ — разделитель;
(5.5pt) — значение выбранного шага базовой сетки;
9.1-13.52.55 — дата и время создания группы стилей в формате: дн.мсц-чс.мн.ск

Затем приведена информация о вариантах выбранного стиля и вычисленных отступах до и после абзаца.
header 3@1-header 3@7 — имена вариантов стиля header 3 для заголовков в одну, две,…, семь строк.
Справа указаны отбивки, которые будут для каждого варианта заголовка. В нашем примере в предыдущем окне в панели Варианты выбора изменения отбивок до и после заголовка активна кнопка Только отбивка сверху, поэтому отбивки после абзаца постоянные, изменяются только отбивки перед абзацем.
Можно оценить их значения до сохранения группы, если они не устраивают, щелкните на крестике
в верхнем правом угле окна и вернитесь в предыдущее меню для ввода других значений отбивок, и может быть, шага базовой сетки.
Если всё устраивает, щелкните на кнопке Сохранить выбранные стили в отдельной группе. Оба окна закроются. В палитре Paragraph Styles через некоторое время появится группа стилей. Её имя то, что было в предыдущем окне.

ritm005

Осталось открыть нужный файл и заменить все заголовки, отмеченные этим стилем, в нашем примере это header 3, на его варианты для разного числа строк.
Для этого предусмотрен скрипт ObnovlenieZagolovkov.

ritm006

Выбирается стиль заголовка и группа его стилей.
Скрипт запустится, если в статье нет переполнения.
После завершения его работы все заголовки, ранее отмеченные стилем header 3, будут отмечены одним из стилей группы.
Программа сообщит об успешном завершении работы.

ritm007

Или об отсутствии заголовков с указанным стилем

ritm008

или о причинах почему оставлен встреченный заголовок без изменения:

ritm009

Есть «грабли», на которые можно наступить при работе с базовыми линиями — это неприводность строк
в случае, если шаг сетки базовых линий не равен интерлиньяжу основного текста. Чтобы никогда
не наступать на них, возьмите за правило рисовать на мастер-странице красную линию по нижней базовой линии в фрейме. Теперь страницы с потерей приводки сразу будут видны.

Есть приводка строк:

ritm010

ritm012

Портеряна приводка строк:

ritm011

ritm013

Один из способов избавиться от неприводки — поместить курсор в заголовок на этой странице, открыть меню Paragraph (Type > Paragraph) и выбрать в выпадающем меню Only Align First Line to Grid.

Вот, собственно, и весь метод.
Если есть идеи, как улучшить его, пишите.
Михаил Иванюшин
Скачать русскую версию программы

Foreign indesigners are welcome to discuss how to control a rhythm of text lines.
Load the English version of program

Дизель генератор схемы соединений Дизель генератор схемы соединений Дизель генератор схемы соединений Дизель генератор схемы соединений Дизель генератор схемы соединений Дизель генератор схемы соединений Дизель генератор схемы соединений Дизель генератор схемы соединений Дизель генератор схемы соединений

Статьи по теме:



Серьезные мужские открытки с

Поздравления зятю от родственников

Как сделать бокалы для барби своими руками

Схема телевизора seg 3745ts

Как классические сделать блины рецепт